Жора Крыжовников: «Смешно должно быть уже на бумаге»

29 августа в Доме кино рамках V Московского кинофестиваля «Будем жить!» прошел мастер-класс режиссера фильмов – «Горько», «Горько-2» и «Самый лучший день» Жоры Крыжовникова. Режиссер кассовых фильмов «Горько» и «Горько-2» рассказал о специфике российской комедии и о  совместной с Тимуром Бекмамбетовым сценарной мастерской, которая откроется 1-го октября. 

Мастер-класс, как сразу сообщил собравшимся Крыжовников, будет скорее напоминать лекцию. На примере легендарных советских кинолент Леонида Гайдая, Георгия Данелия, Эльдара Рязанова режиссер выделил два основных подтипа комедии: положения и характеров.   

Крыжовников детально обрисовал все основные элементы двух подтипов, отметив разницу в специфике героев, скорости развертывания сюжета и отношении к смерти. По его словам, в комедии положений не может быть смерти и сочувствия,  в комедии характеров –  и то и другое возможно. Первая часто напоминает приключение, а сценарий требует быстрой смены эпизодов – во второй время как бы запаздывает, изменения происходят не в действии, а во внутреннем мире персонажа. Чтобы лучше уяснить разницу, просто сравните Шурика и Афоню. Если персонаж, сыгранный Александром Демьяненко, симпатичный обаятельный студент, то герой Леонида Куравлёва – сомнительная, беззаботная личность, не лишенная таких человеческих недостатков как пьянство или лень.   

Из своих фильмов Крыжовников вспомнил «Горько!», отметив, что он базируется на принципе узнавания – принципе комедии характеров.  

«Поскольку узнаем мы свои национальные и индивидуальные черты, экспортировать такую комедию за рубеж трудно»,  – добавил режиссер.   

Одна из проблем отечественного кинематографа, по мнению Крыжовникова, в том, что «не умирают неудачники». Те, у кого картина проваливается в прокате, раз за разом легко находят деньги на новые проекты.  

Лекция Крыжовникова вызвал множество вопросов аудитории. Кто-то просил отнести ту или иную авторскую картину к определенному подтипу, других интересовал жанр черной комедии. Режиссер посоветовал начинающим кинематографистам обратиться к истокам: не только пересмотреть комедии маститых соотечественников, но и прочитать книгу Стива Каплана «Скрытые инструменты комедии». На вопрос, должно ли быть смешно читать сценарий комедии, Крыжовников ответил однозначно: смешно должно быть уже на бумаге!